Зуева против Фелпса в юбке
Ни для кого не секрет, что авторы медального плана для российских пловцов, вписавшие в него одно золото, в первую очередь рассчитывают на хрупкую женскую спину Анастасии Зуевой. «СЭ» решил присмотреться к одной из тех, кто в Лондоне-2012 будет особенно активно пытаться выполнению этого плана помешать.
НАСТЯ — НАДЕЖДА
Простите нас, Настя, мы знаем, как сильно вы не любите этот статус главной надежды, хотя, наверное, и привыкли к нему за последние годы. И, конечно, не нуждаетесь в лишнем напоминании. Были б другие, назвали бы их, честное слово. Но уж как есть.
В апреле, когда проходил российский олимпийский отбор, именно на 22-летнюю Зуеву кивали и тренеры, и ее партнеры по сборной, отвечая на вопрос про шансы на олимпийское золото. Могли бы, наверное, кивать и на Юлию Ефимову, второго человека, вернувшегося с ЧМ-2011 в Шанхае не с пустыми руками, но почему-то этого не делали. К журналистам после заплыва Зуева шла порой с ироничной улыбкой: знала, о чем пойдет речь.
Ученица Натальи Козловой в «Олимпийском» действительно словно играла в другой лиге. В иных дисциплинах многие с трудом справлялись с олимпийским нормативом, а она — при отсутствии по большому счету полноценного соперничества у спинисток — показывала лучшие результаты сезона в мире. Да такие, которые никому больше не покорялись вплоть до конца июня (то есть до отбора американского), хотя чемпионаты шли по весне, понятно, не только в России.
С другой стороны, именно этот статус — медальной надежды с прицелом на Лондон-2012 — два года назад во многом помог сохранить Зуеву для плавания. В 2010-м, после тяжелой травмы спины, российские врачи советовали ей либо перейти в кроль, либо вообще завязать со спортом. К счастью, их не послушались. И, поскольку речь шла не о рядовой спортсменке, к делу подошли основательно. Нашли в Германии специалиста, который разработал для Насти специальный комплекс упражнений. Теперь драгоценная зуевская спина в порядке.
Хотя возвращение в большое плавание быстрым не было. Еще в декабре 2010-го, на чемпионате мира в короткой воде, Зуевой пришлось временно довольствоваться непривычной для себя и всех нас ролью участницы финального заплыва (два шестых места в личных видах). По иронии судьбы именно там, в Дубае, впервые громко заявила о себе вторая героиня этого материала — 15-летняя на тот момент Мелисса Франклин.
МИССИ-РАКЕТА
Теперь о том, кто такая эта Мелисса, 17-летний американский спортивный вундеркинд с не самой пока любопытной биографией. Ученица католической школы из Колорадо любит популярную серию фэнтези-книг для подростков «Голодные игры», танцы и музыку хип-хоп, особенно перед заплывами. За феноменальные скоростные данные давно уже носит прозвище Мисси-ракета, или «стремительная Мисси», от которого первое время кокетливо открещивалась. Хорошо учится, хотя и не очень любит делать домашние задания, ест только здоровую пищу, интересуется морской биологией в качестве будущей профессии.
Единственная на данный момент более или менее любопытная «стори» о Франклин, рассказывающая не только о секундах и медалях, лишь дополняет светлый образ чудесного домашнего ребенка: не так давно Мелисса и ее родители отказались от призовых на соревнованиях (порядка 150 000 долларов) и спонсорских контрактов с шестью нулями ради статуса любителя и будущего поступления в колледж.
Еще, пожалуй, стоит упомянуть то, что спортсменка могла плавать за Канаду, откуда родом ее родители, но сама настояла на выборе в пользу сборной США.
СЕМЬ МЕДАЛЕЙ В УМЕ
Еще одно прозвище Франклин — «Майкл Фелпс в юбке». Звание это в американской женской сборной переходящее, но пока в полной мере его так никто и не оправдал. Хотя в этот раз шансы, судя по всему, являются самыми большими.
Говорят, что Мисси, как и Майкл, обладает уникальными природными данными, идеальными для плавания, в том числе длинной стопой (13-го американского размера, что-то в районе российского 45-го. У самого Фелпса, для сравнения, 14-й американский), ростом 1,85 м и большой по сравнению с обычными показателями амплитудой движений плечевого сустава. Это сходство, наряду с прекрасной техникой, не раз отмечал и тренер Фелпса Боб Боуман, работавший с Франклин на нескольких сборах.
Но основное — это, конечно, фирменное «фелпсовское» разнообразие плавательного репертуара. Достаточно сказать, что на олимпийском отборе спортсменка изначально была заявлена в девяти видах программы. Удивительно, но факт: за предстоящими разборками в Лондоне-2012 между Фелпсом и Райаном Лохте практически не замеченным остается тот факт, что Мелисса вообще-то идет на уникальное для пловчих достижение: до нее никто из американок не выступал на Играх более чем в шести видах программы. У Франклин в Лондоне их будет семь: 100 и 200 м вольным стилем, аналогичные дистанции на спине (которые нас, по понятным причинам, больше всего и интересуют) и три эстафеты. Это, на минуточку, столько же, сколько и у Фелпса, и на один больше, чем у Лохте. Зуева с учетом комбинированной эстафеты в Лондоне поплывет три вида. И как знать, может, не столь колоссальная нагрузка окажется плюсом.
Чего, правда, никак нельзя сказать о нагрузке психологической. Одно из преимуществ Франклин, которого в Лондоне и близко не будет у Зуевой, да и многих других ее соперниц, — практически полное отсутствие давления. Когда в команде есть Фелпс, Лохте, Ребекка Сони, Джессика Харди и другие звезды-фавориты, никто не будет называть тебя главной медальной надеждой. Можно спокойно рассказывать, что едешь в Лондон «просто повеселиться» и мечтаешь встретить на соревнованиях принца Гарри и музыкантов из группы One Direction.
Более того, можно действительно так думать. Кстати, у Фелпса тоже был свой не омраченный сверхзадачами олимпийский праздник — в 15 лет, в Сиднее-2000. Не случайно ко всем олимпийским раскладам Франклин перед Лондоном чаще всего идет приписка: «И это только начало» — не только в том смысле, что эта девочка может больше, но и что времени впереди у нее хватает.
Свои задачи на Лондон Франклин не формулирует вообще никак, а самым большим желанием пока называет поступить в колледж и плавать за его сборную. Но все мы знаем, спасибо Лохте, что у американцев «просто повеселиться» вполне может означать пяток золотых медалей и мировые рекорды впридачу.
В прошлом году из Шанхая Мелисса как раз привезла пять наград: три золота, серебро и бронзу (на неолимпийской 50-метровке). На 200-метровке, которую в Китае так обидно проиграла не попавшая в финал Зуева, 16-летнее на тот момент дарование в придачу к золоту едва не обновило мировой рекорд. Правда, 100-метровку на ЧМ-2011 Франклин не плыла вообще.
Впрочем, выступить в семи дисциплинах — еще не значит их выиграть. В конце концов, тот же Фелпс про рекорд Спитца начал говорить еще перед Афинами-2004, но ждать пришлось еще четыре года.
МОЛОДОСТЬ И ОПЫТ
Козырем Зуевой, хочется верить, станет как раз ее опыт, в том числе олимпийский, образца Пекина-2008. И не просто опыт участия, ведь туда Анастасия ехала в роли медальной надежды, пусть и не золотой. Особенно ценны в этом плане должны быть для нее чемпионаты мира-2009 года в Риме и 2011-го в Шанхае, где 22-летняя россиянка прошла и через статус безусловного фаворита, и через мировые рекорды, и, увы, через обидные поражения в финалах. Они должны были научить Зуеву главному и, возможно, единственному, чего ей еще недоставало, — умению справляться с эмоциями. Не случайно именно их тренер россиянки Наталья Козлова назвала одной из основных причин поражения в Шанхае. Но тогда же она добавила: вернувшись из Китая, Зуева стала другой.
У Франклин такого опыта нет. Да, она еще в 2008 году в свои 13 стала самым юным участником американских олимпийских отборов, с 14 уже активно ездила по международным соревнованиям, а с 15 уверенно закрепилась в составе взрослой сборной. Но Шанхай-2011 был ее первым чемпионатом мира на длинной воде, а Лондон-2012 будет первой Олимпиадой. Про Игры все же не зря говорят, что это особенные соревнования.
И НЕМНОГО ЦИФР
Напоследок немного статистики. Бог с ними, с кролевыми дистанциями, за них пусть беспокоятся голландцы, шведы и итальянцы. У спинисток ситуация такова: в конце июня на олимпийском отборе в Омахе Франклин проплыла 100-метровку на спине с лучшим результатом сезона в мире — 58,85, отобрав первую позицию в рейтинге не у кого-нибудь, а у Зуевой (58,97 в апреле в Москве). Та же картина и на дистанции вдвое длиннее: Франклин с ее 2.06,12 превзошла московский результат Зуевой 2.06,59.
Однако не будем цифры переоценивать: предолимпийский рейтинг зачастую имеет мало общего с финишными протоколами. Но хочется верить, что Настя, которая, как известно, очень не любит проигрывать, по-хорошему разозлилась.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА