Денис Аблязин: Не должно быть нытья и жалости к себе
Совсем, казалось бы, недавно Денис Аблязин стал мастером спорта международного класса, причем первым в истории гимнастики Пензенской области. И, помню, поздравляя, я пошутила: «Ну, Денис, жизнь уже удалась, есть повод для гордости». Аблязин пожал плечами: «Нет, не могу еще гордиться собой особенно, у меня же не было пока ни одной медали чемпионата Европы, чемпионата мира, Олимпиады. Вот когда появятся, тогда можно будет и похвалить себя». После чемпионата Европы в майском Монпелье, а этот чемпионат стал важным этапом отбора на Олимпийские Игры, Денис Аблязин уже, без сомнения, завоевал свою путевку в Лондон. О подготовке российских олимпийцев мы рассказываем в рамках проекта «ВТБ Команда».
В Монпелье на чемпионате Европы по спортивной гимнастике среди мужчин Денис Аблязин завоевал две бронзовые медали. Несмотря на то, что это первый крупный успех гимнаста на столь важном старте, расстроился. Хотя бронза в упражнениях на кольцах вообще явилась неожиданностью для соперников, все уже знают, что Денис силен в вольных упражнениях и опорном прыжке – и программы наисложнейшие, и исполнение качественное. Но вот в своих коронных видах Денису как раз и пришлось попереживать – в прыжке «помогли» судьи, в вольных сам допустил ошибку. Видимо, сказалась усталость из-за напряженного ритма чемпионата.
– Денис, вы столь уверенно выступали, что, похоже, произошла переоценка себя самого и вы поняли, что можете все… Или это ощущение с трибуны, а вы сами ничего подобного не чувствуете?
– Нет, не ощущение со стороны, я стал значительно уверенней. И объяснение тому простое – все отработано. В прошлый сезоне у меня был такой же всплеск: все, что с тренером нарабатывали, потихоньку стало получаться. Обычно говорят: количество перешло в качество. А у меня так: качественное количество перешло в качество. Чемпионат Европы – это уже третий крупный старт, на котором я обкатывал себя и свои программы. И эти старты-обкатки идут у меня, можно сказать, подряд. С сегодняшними комбинациями вышел уже на Кубке Воронина в декабре, чемпионате России в апреле, теперь – на чемпионате Европы.
– Еще осенью вы признавались: надо бороться с излишней эмоциональностью. В момент соревнований адреналина выделяется столько, что не всегда удается справляться с собственно энергией.
– Я только сейчас начинаю понимать, что такое соревновательный опыт. Заменить его действительно ничем не возможно. Хотя все просто: программы обкатываю, уверенность растет. Когда только начинались соревнования в Монпелье, в квалификации вышел – а никакого мандража нет! Я знал, что сделаю все, как надо. В финале командного многоборья тоже как-то без дерганий внутренних обошлось. Немного перед прыжком «завибрировал», потому что Давид Белявский упал, а Антон Голоцуцков вылетел за зону. Вот тут как-то задумался – не дай бог я сейчас еще что-то не то сделаю! Если бы они не вылетели, спокоен был бы, а тут я же должен и за них добрать баллы, и за себя прыгнуть, как умею. За команду всегда очень переживаю.
– Сейчас спою буквально песню про вас: слова личного тренера Сергея Старкина. «Способен ли Денис выйти на личные медали уровня чемпионатов мира и Олимпийских Игр или он все-таки больше командный игрок? Думаю, сейчас уже можно говорить, что он и командный игрок, и индивидуальный. У него все есть для того, чтобы эти медали завоевать». Можете гордиться: тренер Старкин не только вас прекрасно знает, но и уверен в будущем. К тому же он очень часто говорит, что претензий к вам у него нет.
– И у меня к нему (смеется). У меня отличный тренер. Сергей Валерьевич сам молодой, знает, как общаться с нами, молодыми спортсменами. Иногда ведь трудно найти взаимопонимание с тренером, если ему семьдесят, а тебе шестнадцать. Он даже шутки твоей может не понять. Старкин и ошибки доступным языком объясняет, может поддержать меня, подбросить нормально, прыгнуть под меня на снаряде, если вдруг сорвусь, например, с перекладины. Про отсутствие претензий к самому себе сказать пока не могу. Разное бывает. В Монпелье на вольных засуетился перед пятой диагональю, не увидел время. Обычно успеваю посмотреть и сделать выводы: спешить или не спешить. А тут повернулся – и не увидел, даже не заметил, где табло находится. Сразу все как-то пошло не так. Потом уже слышу – с трибун кричат: «Время, беги!». Повернулся и как угорелый понесся.
– А можете назвать сами вашу движущую силу? Гимнастика – весьма трудоемкий вид спорта. К тому же тренеры говорят, что сегодня столь сложны элементы, что прекращать тренировки даже на три дня – весьма чревато.
– Я постоянно «упираюсь» и честно выполняю объем, который дает мне тренер. Даже если он его и увеличивает. Так что могу похвалить себя за то, что – неважно, тяжело ли мне, – выдерживаю. Я всегда знаю, где недоработал. Да, вкалывать приходится много. Мне с самого начала очень тяжело было тренироваться. Я не гибкий от природы, скованный был, закачанный сильно. Из-за этого не мог нормально крутиться на коне, «махаться» на брусьях… Растягивался. Очень тяжело все давалось. Например, обязательную программу по первому взрослому разряду все за полгода учили, а я только за год смог ее осилить.
– Зато теперь про вас Антон Голоцуцков говорит, что вас словно в бочку с энергетиком опустили!
– Всегда осознавал, что непросто мне будет, и сейчас знаю: в дальнейшем тоже легче не станет. Но остаюсь, борюсь до конца. Гимнастика, видимо, мое. Я ведь когда начинал, еще в другую секцию параллельно ходил – БМХ, там на велосипедах надо с горки прыгать. Два года совмещал, потом гимнастику все же выбрал. На велосипеде ты можешь разогнаться, прыгнуть, – и все. Неинтересно. А тут на той же самой перекладине можешь руки отпустить, вылететь высоко и опять за нее взяться! Или выпрыгнуть на вольных упражнениях высоко-высоко и приземлиться на ноги. Сделать это красиво… А Антон мне, кстати, очень помогает, как и я ему в какой-то степени, думаю.
– Что вы имеете в виду?
– Если чувствуешь, что кто-то наступает тебе на пятки, значит, надо от него отрываться. Я в нашем зале на «Круглом» многих хотел бы обыграть. Я же теперь не только специалист по видам, но и в многоборье вышел. И раздражитель главный везде есть. Для меня это как раз Голоцуцков. Знаю, что и он за мной посматривает. Но нам обоим это только на пользу идет. Несмотря на то, что основные снаряды у нас одинаковые, вдвоем можем помочь команде.
– Денис, а вы в Монпелье выступали, находясь в какой форме? Понятно, что за два месяца до Игр вряд ли она может быть оптимальной.
– Это, конечно, не пиковая форма, примерно 80 процентов. Такого состояния, как на чемпионате мира, еще нет. «Зазвенеть» я должен после Кубка России, за неделю до отлета на Игры в Лондоне.
– Вы насторожились, когда увидели, как выступают англичане?
– Честно? Англичане нисколько не напрягали. У нас было три грубых ошибки. Если бы их не было – мы бы выиграли. Но, как говорится, если бы… И все равно положительный итог чемпионата есть: удержали вторую позицию, проверили команду, обкатали ее чуток. Хотя это был и не олимпийский состав. Соперников на Играх, конечно, хватает – есть американцы, китайцы, японцы. Для меня три финала, в которые я вышел в Монпелье, – небольшая зацепка за Игры. А соперников любых реальнопобедить – надо просто идти ровно, не падать. Еще сплоченными быть, командой. Тогда все получится. Когда чувствуешь рядом плечо, выходить легче. Сделал? Отлично! Упал? Ничего страшного. Ты же знаешь, что команда тебя всегда поддержит. Подбодрили, все в порядке, вот и дальше – давай, давай!.. Мы даже с ребятами в Монпелье особенно и ситуацию не обсуждали. Просто знали свои ошибки и понимали, что надо скорректировать.
– Может, и глупо спрашивать, но чего вы ждете от Олимпийских Игр? Хотя ответ, учтите, покажет и степень ваших амбиций.
— Да, олимпийским чемпионом хотелось бы стать. «Стою» в гимнастике не для того, чтобы на жизнь заработать. Мне нравится заниматься этим видом спорта. Пусть и бывает такое, что настроение плохое, тренироваться не хочется. Через сопротивление все равно сделаю свое. Могу долго пахать без отдыха. Тренер говорит, что мой большой спортивный плюс в том, что я очень быстро восстанавливаюсь. И что у меня большая моторная плотность на тренировке. А если еще и психологически грамотно самого себя настроить – совсем хорошо будет. Не будет отпуска? Бывает. Зато есть у тебя выходной день, воскресенье. Вот и отдыхай. Нужен самозавод? Скажешь сам себе: «Представляешь, а если у тебя такое же настроение будет на чемпионате мира, когда за команду придется выступать? Или на Олимпиаде? Ты что, тоже придешь в зал и скажешь: не могу?». Я точно уже знаю – не должно быть нытья и жалости к себе.
Фото: ФСГР. Елена Михайлова