Анастасия Зуева: Надо добиваться всего самой — вот мой главный жизненный принцип
Серебряный призер Олимпийских игр в Лондоне и одна из лидеров сборной России по плаванию Анастасия Зуева в интервью корреспонденту Sportbox.ru Антону Бабошину рассказала, что в любых обстоятельствах старается сохранять хорошее расположение духа и вспомнила, что чувствует человек, побивший рекорд мира.
— Летом прошлого года произошло одно из главных событий в вашей карьере. Насколько изменилась ваша жизнь после олимпийского серебра?
— Кардинальных перемен не произошло — я остаюсь той же девушкой, что и была до этого. Но, конечно, эта медаль многое значит в моей жизни. И отношение людей, наверное, стало другим, все-таки теперь я спортсменка, которая многого добилась. Пусть это и не золото, но только спортсмену дано понять истинную ценность олимпийской награды.
— На улице узнают?
— Да, это очень приятно. После Игр довелось поездить по России, и везде старалась заходить в детские спортивные школы, в том числе и в свою. Везде узнают, автографы просят. Хотя от популярности устаешь, так что того, что есть, хватит.
— Спортсменам редко удается понаблюдать за соревнованиями с трибуны. Вам нравится роль болельщика?
— В роли зрителя переживаю больше, чем когда сама выхожу на старт. Мне нравится на трибуне, но сердце просто разрывается, особенно когда плывут мои друзья, товарищи по команде.
— Работали ли вы с психологом перед Олимпиадой? Нужен ли такой специалист в штабе команды?
— Геннадий Горбунов, с которым мы сотрудничали — золотой человек, моя поддержка и опора. Он очень мне помог, мы работали вплоть до выхода на финальный заплыв. Без психологии на Играх на пьедестал не попасть. В этой награде и спортивная форма, и психологическая готовность, и режим дня, и правильное питание, и работа специалистов с тобой. Даже в финале оказаться — большое событие. Каким бы ты туда ни попал, можно бороться за медаль, это нам доказал Женя Коротышкин.
— Как выбрали стиль плавания? Были ли другие варианты?
— Сначала это был вольный стиль, причем я совмещала его со спиной. Норматив на первый разряд я выполнила на спине, кандидата в мастера — в кроле, мастера — снова на спине. Я и в юношескую сборную попала, выиграв 50 метров вольным стилем на Спартакиаде школьников. Но потом был сделан окончательный выбор.
— В поле зрения широкой публики вы попали, став мировой рекордсменкой. Что чувствует человек, только что показавший лучший результат в истории?
— Очень большую радость, счастье. Мой самый первый рекорд был достаточно неожиданным — на чемпионате России, в предварительном заплыве… Сложнее приходится потом. Думаешь: теперь же собственный мировой рекорд надо побить!
— О чем думаете во время тренировок, кроме заданий тренера?
— В основном, о чем-то житейском. Если есть проблемы, их обдумываешь, если нет — куда пойти после занятия, что делать вечером. В школьные годы, помню, учила стихи, повторяла домашнее задание. Но как бы ни было тяжело, даже во время самых трудных заданий стараюсь улыбаться.
— Едва оправившись от травмы, вы отправились на сбор в Италию к команде Андреа Ди Нино. Что дала вам эта поездка?
— Новый опыт. Никогда не плавала в бригаде спринтеров. Посмотрела на работу, которую они проделывают. Она, конечно, по объему сильно отличается от моей, но мне в тот момент просто нужно было поплавать. К тому же интенсивность там гораздо выше, уставала даже больше, чем на своих тренировках. Хорошо организована работа в зале, кое-что почерпнула для себя и рассказала своему тренеру Наталье Андреевне Козловой, теперь мы этим пользуемся. Очень понравилась организация процесса. К тому же в России я плаваю одна, рядом только девчонки и нет ребят, а там все наоборот. Мне всегда было весело: тренер шутит, спортсмены улыбаются — такая атмосфера, что каждый день хочется идти на тренировку. С радостью съездила бы туда еще раз.
— А на постоянной основе за границу не хотели бы перебраться?
— Мысли попробовать были. Но сначала надо решить — куда именно. У Ди Нино спринтерский клуб, работы, которую делают там, не хватит на 200-метровку. Хотела попытать сил и в Америке, но пока все равно остаюсь в Пензе со своим тренером.
— Что запомнилось в Италии, помимо тренировок?
— Мне очень нравится эта страна. Первое, что на этот раз запомнилось — прилетела в феврале, а там тепло и хорошо, свежие фрукты, овощи. Сразу получила заряд положительных эмоций. Кроме того, мы побывали в Помпеях — городе, погребенном заживо вулканом. Впервые съездила в Милан, город меня просто покорил, хотя многим не нравится. Могу сказать, что с детства мечтала побывать в двух странах — Италии и Англии. И обе они в итоге мне очень запомнились.
— Можете назвать себя хорошей хозяйкой?
— Наверное, да. Очень люблю готовить, хотя времени зачастую не хватает. Но все равно ищу в Интернете рецепты разных блюд, учусь. В Пензе живу одна, и часто мне не хватает мамы. Приходится все осваивать самой.
— В каких отношениях вы с модой? Любите красиво одеваться, подбирать себе какие-нибудь аксессуары? Большой ли у вас гардероб?
— Гардероб большим бы не назвала. Выходить в нем особенно некуда. Все-таки большую часть времени провожу в бассейне, на сборах. Поэтому у меня нет 50 разных платьев, и к каждому шубки, сапожки и сумочки. Можно сказать больше — атлетов часто не узнают на светских приемах, потому что привыкли их видеть в спортивном костюме и кроссовках.
— А что, если спортсменкам разрешить выходить на награждение нарядными, в вечерних платьях?
— Тогда придется церемонию отложить часа на два-три (смеется). К платью же нужно сделать еще и макияж, и прическу уложить.
— Майкл Фелпс как-то сказал, что при его нагрузках можно совершенно спокойно пренебрегать диетой и питаться хоть в фастфуде. Согласны?
— Иногда позволяю себе что-то такое, но нечасто. Реже, чем пару лет назад. После фастфуда даже на следующий день порой чувствуешь дискомфорт. Не буду лукавить, иногда хочется съесть что-нибудь вредное, и делаю это. Но все равно приходит понимание, что лучше обойтись диетическим блюдом, даже когда идешь в кафе с друзьями.
— Как вы думаете, что будут помнить о вас через 10, 20 лет? И что хотелось бы оставить о себе в памяти людей?
— Улыбку. Потому что как бы ни складывались обстоятельства, буду стараться всегда оставаться позитивным человеком. Не буду достигать поставленной цели, идя по головам. Надо добиваться всего самой — вот мой главный жизненный принцип. Возможно, кто-нибудь сохранит в памяти мои медали и рекорды, хотя сейчас такое время, что некоторые не знают даже спортсменов, закончивших карьеру пару лет назад. Хочется, чтобы про них почаще вспоминали, приглашали на различные мастер-классы, другие мероприятия.
— А какой вы сама себя представляете в будущем?
— Прежде всего, мамой. Двоих детей как минимум. Любящей женой. Чем заниматься после окончания карьеры, еще не определилась.
— Сейчас нередко уходят из спорта, не достигнув и 25 лет. Как вам кажется, есть ли оптимальный возраст для ухода из спорта?
— Наверное, это зависит от отношения. Моя позиция — спорт это часть жизни, но не вся жизнь. Если мне, к примеру, придется выбирать между плаванием и семьей, не раздумывая приму решение в пользу семьи.
— Напоследок — небольшой блиц. Если побеждать, то…
— Честно.
— Если отдыхать, то…
— Активно!
— Если в кино, то…
— На романтический фильм или комедию. Или боевик.
— Море или горы?
— Море.
— Мороженое или шоколад?
— Шоколадное мороженое.
— Шопинг или музей?
— Сначала в музей, потом — по магазинам!
— Чего вы не любите в людях?
— Лицемерия.
— Настоящие друзья — это…
— Те, кто будут с тобой, несмотря ни на что.
ПОЛНОЕ ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С АНАСТАСИЕЙ ЗУЕВОЙ
Источник: http://www.russwimming.ru