85 лет назад, 20 июля 1935 года, победно завершился знаменитый велопробег по маршруту Пенза – Саранск – Ульяновск – Оренбург – Куйбышев (ныне Самара) – Сызрань – Пенза. Его длина составила 2175 км. Большая группа физкультурников-работников Пензенского велозавода «ударила велопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму».
Надо сказать, что веломарафон-35 был далеко не первый и не последний. С момента, когда были выпущены первые машины Пензенского велосипедного завода (1928 г.) и до начала Великой отечественной войны с целью выявления ходовых качеств «ПВЗ» было проведено около десятка пробегов, но за рулём были приглашённые, в основном, московские спортсмены. В серийное производство «ПВЗ» был запущен в 1930 г.
Некоторые велопробеги на пензенских машинах преодолели отметку в 4000 км, но самым грандиозным (свыше 12 000 км.) был маршрут, пролегающий через пустыню Кара-Кум. Роль велогонщиков в нём сыграли офицеры Красной Армии – будущие победители III Рейха.
Велопробег 1935 года знаменателен тем, что в нём приняли участие исключительно наши земляки. Участники пробега и болельщики на старте были не просто велогонщики и зрители. Это были люди, чьими руками были изготовлены изделия марки «ПВЗ» с узнаваемым клеймом в виде трёх скрещённых молотков.
Кстати, на следующий год пензенцы освоили маршрут Пенза – Харьков – Москва – Пенза длиною свыше 4000 км.
Велосипедисты всего СССР на десятилетия полюбили «неубиваемые» пензенские машины. Зачастую и сегодня в российской глубинке довоенные «ПВЗ» легко перевозят своих владельцев.
Музей спорта делится с Вами, дорогие читатели, некоторыми музейными фото, рассказывающими о славных днях становления пензенского велоспорта. На них Вы увидите фото первого пензенского велосипеда и пензенских велогонщиков 30-ых годов.